EmailRSS

Итоги Гран-при Малайзии 2012

Гран-при Малайзии 2012 года подарила нам массу незабываемых впечатлений. Столько непредсказуемых поворотов произошло в гонке, неординарных решений принималось пилотами и командами, что отследить, а главное должным образом разобраться в них — ой как сложно. Но мы попробуем.

Квалификация прошла на сухой трассе, поэтому ее результаты можно считать показательными. Как и неделю назад очень быстры McLaren, и опять Льюис Хэмилтон опередил своего партнера. Но и Михаэль Шумахер отстал всего ничего. А дальше, на секундочку, в менее трех десятых секунды уместились сразу пять пилотов: Марк Уэббер, Кими Райконен, Себастьян Феттель, Роман Грожан и Нико Росберг.

Перед стартом гонки над Сепангом пошел дождь. Пилоты переоделись в промежуточный комплект. Сам старт был несколько скомканным. Из-за дождя видимость ухудшилась, поэтому маневры были крайне осторожными. Пилоты McLaren сохранили свои позиции, а вот Михаэль Шумахер проиграл старт Марку Уэбберу и даже Роману Грожану. Но уже в следующем повороте он смог отыграть одну позицию. Правда, ненадолго. Грожан через несколько поворотов протаранил заднюю часть болида семикратного чемпиона мира, как следствие оба откатились в хвост пелотона. Кроме этого старт запомнился контактом пилотов Williams.

Уже на первом круге произошло событие, которое предопределило во многом исход гонки. Серхио Перес не дожидаясь ухудшения погодных условий, поехал за покрышками для сильного дождя. И после того, как на четвертом пятом круге в боксах побывали практически все пилоты, Перес оказался на третьем месте.

Погода продолжала ухудшаться, и на седьмом круге появилась машина безопасности, а на девятом и вовсе был объявлен режим красного флага. Гонка была прервана на 50 минут, и возобновилась за машиной безопасности.

Перед рестартом позиции пилотов выглядели следующим образом: Хэмилтон – Баттон – Перес – Уэббер – Алонсо – Феттель – Вернь – Масса – Росберг – Картикеян – Хюлкенберг – ди Реста – Райкконен – Мальдонадо – Шумахер – Кобаяши – де ла Роса – Риккардо – Петров – Глок – Ковалайнен – Пик – Сенна. Вернь смог занять довольно высокую позицию, так как не переходил на дождевую резину перед остановкой гонки, как остальные пилоты.

Автомобиль безопасности покинул трассу на 14-м круге. Хэмилтон сохранил лидерство, а многие пилоты, в том числе Баттон и Райконен сразу свернули в боксы за промежуточной резиной. На первом же круге после рестарта Феттель обогнал Уэббера. На 15 круге практически все пилоты переоделись в промежуточный комплект резины. И из-за заминки McLaren на пит-стопе Льюиса Хэмилтона, Фернандо Алонсо смог оказаться впереди обеих болидов McLaren.

Дженсон Баттон смог опередить своего партнера по команде, за счет более раннего пита. Окрыленный таким успехом британец кинулся догонять болид Скудерии. Но, к сожалению, на его пути оказался пилот HRT Нараин Картикеян, который занимал к тому времени седьмую строчку. Дженс не рассчитал маневр, и обломал переднее анти-крыло об болид индуса. Дополнительный пит-стоп откинул Баттона в конец пелотона. К слову, после гонки, британец признал свою вину в этом инциденте.

В то же время Серхио Перес за счет более позднего пит-стопа смог выйти на второе место. Также очень удачно провел свой пит и Нико Росберг, который смог опередить и Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля.

И тут началось самое удивительное. Фернандо Алонсо и Серхио Перес начали синхронно отрываться от преследователей. В определенный момент разрыв между испанцем и мексиканцем составил семь секунд, а между последним и Льюисом Хэмилтоном — больше десяти.

Более того, в пелотоне не было болида, который смог бы поддерживать темп, заданный парочкой лидеров. А еще более удивительное зрелище началось со средины тридцатых кругов дистанции. Серхио Перес начал стремительно отыгрывать отставание от Фернандо Алонсо. За шесть кругов, мексиканец вышел практически на линию атаки. Это при том, что Фернандо показывал свои лучшие круги, а остальные пилоты били близки, но все же не превосходили его показатели. Спасительным для испанца стали слики. За счет раннего перехода на более скоростной тип покрышек он смог за один круг возобновить свой гандикап в пять секунд.

Позади первой тройки было несколько интересных моментов. С 23 круга у Нико Росберга начались проблемы с износом резины. И за три круга его обогнали сразу три пилота, и немец вынужден был ехать на незапланированную останвку. Проблемы с покрышками были и у его партнера по Mercedes Михаэля Шумахера. Он никак не мог прорваться, барахтаясь в районе 12-13 места.

А самое интересное началось после перехода на слики. Фернандо Алонсо, на казалось бы неконкурентоспособном болиде смог показывать отличные времена. Но Серхио Перес, отыгрывал у него по секунде на круге. Мексиканец был просто неудержим. Но, к сожалению, нехватка опыта и наличие впереди такого маститого волка как Ель Нандо привели к тому, что Перес ошибся в одном из поворотов и борьба на этом закончилась. Нет, Чеко не бросил ехать, он снова отыграл две с половиной секунды. Но, увы, на большее у него не хватило времени.

Позади лидеров тоже развернулись не шуточные страсти. Для начала Себастьян Феттель получил прокол от того же Нараина Картикеяна, что откинуло немца за пределы первой десятки.

Очень классный темп показал Бруно Сенна, который смог обогнать Пола ди Ресту и Жан-Эрика Верня. Williams могли финишировать в очках сразу двумя болидами, но на последних кругах у Пастора Мальдонадо отказал двигатель.

Тем самым финишный протокол приобрел свой окончательный вид: Алонсо – Перес – Хэмилтон –Уэббер – Райкконен – Сенна – ди Реста — Вернь – Хюлкенберг – Шумахер.

Гран-при Малайзии дал ответ пессимистам, которые весь прошлый сезон твердили, что в пелотоне есть высшая лига, в которой пребывают Red Bull и McLaren, и первая – в которой барахтаются все остальные.

Ведь посмотрите, темп, показанный пилотами не топ команд, просто ошеломляющий. И если в квалификации пока еще есть некоторое преимущество McLaren, то в гонке все очень близки. Да, пока борьба за подиум — это скорее стечение обстоятельств, нежели закономерность, но уже никто не хочет уступать лидерам просто так. Конечно, кто-то может сказать, что это связано с тем, что гонка проходила в плохих погодных условиях и пока никто не мог спрогнозировать поведение болидов в таких условиях.

Но, позвольте, почему Sauber, Williams, Lotus, Force India смогли за счет этого взвинтить темп, а лидеры, наоборот, выглядели как-то блекло. К тому же, Серхио Перес, Кими Райконен показывали лучшие круги и на сликах, когда погода была близка к идеальной. На мой взгляд, сила команд так называемой второй волны, в том, что они смогли модернизировать свой болид. Они не стали придумывать каких-то хитрых систем, а максимально развили те положительные характеристики, которые были на их болидах.

Нельзя не отметить, что лидеры очень сильно увлеклись борьбой между собой, и не взяли во внимание показатели других команд. В течение уик-энда все внимание было сконцентрировано вокруг великолепной скорости McLaren, очень быстрого на одном круге Mercedes, что-то скрывающих от всех Red Bull. И когда Хэмилтону нужно было догонять Переса, он был просто к этому не готов.

Очень красноречивым в этом свете выглядят слова Кими Райконена, который отметил, что после двух гран-при по-прежнему непонятно, кто на каком месте в пелотоне, и какое реальное соотношение между командами. На мой взгляд, каждая конкретная гонка будет ставить определенные задачи, и кто лучше с ними справится тот и будет на коне.

Обращает на себя внимание и тот факт, что второй раз подряд Марк Уэббер и Михаэль Шумахер в квалификации опережают своих напарников – Себастьяна Феттеля и Нико Росберга соответственно, что случалось довольно редко в минувшем году.

Характеризировать выступление команд предельно сложно. Ведь очень разноплановыми получились выступления пилотов в каждой команде. Так если смотреть на выступление Ferrari, то с одной стороны это выигрыш в очень уверенном стиле Гран-при Фернандо Алонсо, но с другой — 15 место Фелиппе Массы, и фактически провал обоих пилотов в квалификации.

Результат Алонсо состоит из нескольких составляющих. Во-первых, это очень удачная стратегия. Испанец делал пит-стопы в идеальных промежутках, что позволяло выигрывать время и позиции. Во-вторых, Алонсо еще перед гонкой говорил, что если пойдет дождь, то им повезет.

Я думаю, что эти слова касались дождевых настроек на болидах Скудерии. Косвенно об этом свидетельствует то, что Алонсо просто уезжал от конкурентов, пока у него не начались проблемы с покрышками на промежуточной резине. А вот на сликах Серхио Перес сразу начал атаковать и отыгрывать секунды. Ну и, в-третьих, это талант Фернандо Алонсо. Так провести гонку мог только он. Ни единой ошибки, никаких лишних эмоций, а кропотливая работа на протяжении всего уик-энда. К сожалению, не смотря на результат, нельзя сказать, что Жеребцы решили свои проблемы. И результат Массы об этом красноречиво свидетельствует.

Вот кого хотелось бы похвалить, так это команду Sauber. Великолепный темп в гонке, очень грамотные тактические решения – как результат первый подиум в истории именно Sauber, и четвертое место в кубке конструкторов. Залогом успеха в Малайзии для Серхио Переса и команды стала уверенная работа с покрышками. Они расходовали резину значительно медленнее, чем болиды их соперников, и это позволяло показывать темп, выше, чем у записных лидеров. Но помимо минимального износа резины, бросается в глаза и отличный общий баланс болида. Так что похоже в этом году борьба за первую пятерку кубка конструкторов будет очень упорной.

Ну, и конечно, как не сказать о феноменальной работе Серхио Переса. Мексиканец просто летел над автодромом, а небольшая ошибка, не может испортить впечатления от его великолепного пилотажа.

McLaren, казалось бы, развили свой прогресс недельной давности. Квалификация, пусть и не так уверенно, но снова было за Маками. Но вот в гонке темп был уже совсем не тот. Да многое испортила погода. Думаю при отсутствии дождя, гонку выиграл бы кто-то из пилотов McLaren. Но в дождь Хэмилтон просто не мог поддерживать заданный лидерами темп, а авария Баттона испортила ему гонку.

Но меня встревожило даже не место Льюиса в финальном протоколе, а то, что он не мог держать темп Ferrari и Sauber в гонке. А если учесть, что после Гран-при не было заявлено о каких-то проблемах, то на лицо либо просчеты в гоночных настройках, либо, да, они не смогли подтвердить свой квалификационный темп, так как сделали это в Австралии. Нельзя не отметить и нерасторопную работу при проведении пит-стопов. Ведь своим конкурентам Маки проиграли позиции именно во время смены покрышек.

Выступление Red Bull тоже нельзя занести в актив. Команда второй этап подряд не показывает должного результата в квалификации, не борется за победу в гонке. О том, что в Red Bull есть проблемы, и это очень серьезные проблемы красноречиво говорят два фактора. Во-первых, очень гневная критика Феттелем Картикияна, во-вторых, разговоры о необходимости остановки немцем болида на последних кругах. А оправдания из разряда того, что у него были серьезные проблемы, просто смешны. Все прекрасно знают, что на болиде, который не финишировал, можно менять некоторые детали, такие как, например, коробка передач, замена которой в обычных условиях пенализируеться. Нет у Быков прежнего преимущества.

И здесь трудно сказать, в чем именно проблема. Возможно, пока не компенсировано отсутствие должной прижимной силы, которая создавалась выдувными диффузорами.

Очень приличный темп продемонстрировали пилоты команды Lotus, которые попали в третий сегмент квалификации. В гонке Кими Райконен смог реализовать свой потенциал. Наблюдая за ним, казалось, что как будто не было тех двух лет перерыва. Грожан же во второй раз не финишировал. Помимо ошибки в эпизоде с Шумахером, француз допустил еще одну, которая, стояла ему вылета. Тем не менее, Lotus смогли создать очень конкурентоспособный болид, который достаточно быстр и надежен. С таким раскладом, они смогут рассчитывать и на большее.

После проблем с износом резины в Австралии, и заявлений об их устранении, отличная квалификация казалась залогом успешной гонки. Но нет, пилоты Серебряных стрел смогли набрать всего одно очко, и то благодаря сходу Пастора Мальдонадо

Williams опять провели прекрасную гонку. И если бы не сход Пастора Мальдонадо, то очков было еще больше. А прорыв Сенны и вовсе был одним из самых ярких эпизодов во всей гонке. Похоже болид у старика Фрэнка получился очень сбитый, а приход в команду двигателей Renault, позволяет быть более конкурентным.

Torro Rosso и Force India провели также неплохую гонку. И если первые оказались в десятке в основном благодаря удачным тактическим решениям (например, не смене промежуточной резины на дождевую перед остановкой гонки). То Force India были предельно быстры. Они смогли опередить и Шумахера, и Массу. Конечно их показатели на прямой около 310 км/ч стали залогом такого результата.

Что касается Caterham, Marussia и HTR то здесь тоже можно сказать наметился определенный прогресс. Во-первых, все три команды приняли участие в гонке. Во-вторых, все шесть пилотов финишировали, и некоторое время были даже на первых ролях. Но к сожалению недостаток, финансов и опыта привели к тому, что болиды всех трёх команды, как минимум в одном круге от победителя.

Лавры главных неудачников этапа в Малайзии можно смело отнести команде Mercedes. После проблем с износом резины в Австралии, и заявлений об их устранении, отличная квалификация казалась залогом успешной гонки. Но нет, пилоты Серебряных стрел смогли набрать всего одно очко, и то благодаря сходу Пастора Мальдонадо. Может лучше им делать ремонт грузовиков mercedes а не учавствовать в формуле-1 ?

И если неудачу Михаэля Шумахера еще можно частично объяснить инцидентом с Грожаном, то Росберг был лишен всяких возможностей на нормальное место на финише проблемами с износом резины. И здесь ключевой вопрос – эти проблемы связаны с настройками, или это проблемы с конструкцией болида. Ответ на этот вопрос может дать уже следующий этап в Китае. Ведь за три недели можно поработать над болидом, и подобрать более-мение оптимальные настройки.

Кроме того, этап в Китае даст ответы еще на ряд вопросов: смогут ли команды второй волны выдержать заданный темп, чем ответят им Red Bull и Mc Laren, и смогут ли наконец-то привести в порядок свой болид Ferrari . Три недели будет у команд дабы попытаться усовершенствовать свои болиды, а у нас что бы переварить состоявшиеся гран-при.